Подготовить профессионала, любящего свое дело, — одна из центральных задач высшей школы. Но возможность ее реализации напрямую зависит от системы отбора абитуриентов на первый курс. Необходимо выбрать претендентов с такими качествами, которые идеально соответствовали бы требованиям будущей профессии. Какие формы оценки справятся с этими задачами? Продолжаем актуальный разговор с ректорами белорусских университетов.
Сергей Харитончик, ректор Белорусского национального технического университета:
![](/upload/iblock/246/246bf2f93a4c1dcd4b1835193dc16efd.jpg)
Не зря в новой редакции Кодекса об образовании и правилах приема существенно расширяются возможности целевой подготовки специалистов как формы государственного заказа, когда в тесной связке работают предприятие, учреждение образование и абитуриент. В следующем году БНТУ планирует набрать до 40 процентов (от общих контрольных цифр приема) целевиков. Распахнутся двери и для участников олимпиад. Олимпиадное движение в современной системе образования – это не только возможность для учеников показать себя за пределами родной школы, но и шанс для одаренной и инициативной молодежи поступить в лучшие вузы страны.
Молодежь - важный ресурс для развития общества. Поэтому нам так важно продолжать демонстрировать прогрессивность нашей белорусской модели. А она очень конкурентоспособна в мире. Сегодня многие страны приглашают нашу молодежь к себе, при этом иностранные граждане приезжают к нам, чтобы учиться именно здесь. В учебных подразделениях БНТУ обучаются порядка 3000 иностранцев. Получая у нас качественное образование, они становятся очень востребованными и обеспеченными людьми у себя дома.
Например, наш выпускник, успешно освоивший специальность, связанную с литьем и металлургией, сможет работать на практически любых промышленных предприятиях своей страны и мира. Скажу с уверенностью: мы готовим уникальных специалистов с компетенциями не только в своей сфере, но и со знанием IT-технологий. Современные учебные планы и программы – это не застывшие постулаты-догматы. Они постоянно развиваются. Без информационных технологий не создаются машины, не строятся здания... То программное обеспечение, с которым работают наши выпускники, наукоемкое. Конечно, на рынке труда работники с такими компетенциями может рассчитывать на высокую заработную плату. Все-таки мы говорим о штучных специалистах, которых не так много, но без их участия невозможно организовать производственный процесс.
Сегодня рассматривается вопрос введения вступительных испытаний в вузах. Если нововведение будет принято, то никаких сложностей с его организацией в университете не усматривается. В период ЦТ БНТУ принимает тысячи людей. Тем более, что в советское время уже была практика вступительных экзаменов. И сегодня мы видим качество подготовки выпускников того времени. Их достижения очевидны. Если выбирать форму внутреннего экзамена, то с точки зрения оценки знаний предпочтительнее письменный вариант.
Характеристика на абитуриента может добавить еще один инструмент для объективной оценки способности первокурсников. Ежегодно на первый курс в наш университет зачисляются более 3 тысяч абитуриентов. Наличие характеристики при поступлении позволило бы выявить таланты на старте учебного процесса. Ведь жизнь университета многообразна, проводятся сотни мероприятий, конференций, соревнований, концертов, работают спортивные секции, научные школы и творческие коллективы, которые ждут в своих рядах талантливых ребят.
Перед нами возникают новые задачи и новые вызовы, поэтому формы работы со студентами в БНТУ постоянно совершенствуются, для того чтобы отвечать потребностям государства, общества и молодежи - этот вопрос является актуальным для всего образовательного процесса.
Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:
![](/upload/iblock/004/00436e733a897f091a84a51bab73dd3c.jpg)
В профориентационной работе наш вуз придерживается одного очень важного принципа: раннее погружение в профессию. Оно проявляется в разных формах. Это «Школы юных», фестиваль педагогических классов, дни университета в различных районах области, олимпиады, конкурсы и семинары. В большинстве случаев (например, на специальности «белорусская филология») мы знаем практически каждого будущего абитуриента. Кафедра белорусской филологии ведет работу с этими ребятами задолго до того, как они становятся одиннадцатиклассниками. Их приглашают на университетские мероприятия, рассказывают о перспективах будущей профессии и условиях, в которых они будут обучаться. Выстраивается серьезное взаимодействие, которое выгодно и нам, и потенциальному студенту. Молодой человек чувствует, что в нем заинтересованы, у него появляется больше мотивации и желания поступить.
Отмечу, что уже сегодня в нашем учреждении образования действует система внутренних вступительных испытаний, которая себя оправдывает. Они проводятся по специальностям «журналистика», «физическая культура», «изобразительное искусство», «компьютерная графика», а также по ряду специальностей филологического профиля и военного факультета, для выпускников колледжей, поступающих на сокращенную форму обучения.
На мой взгляд, достаточно привлекательным выглядит компромисс, когда сохраняется система ЦТ по двум предметам, а специфические потребности университета и особенности абитуриента учитываются на основе внутривузовских испытаний.Уже несколько лет в университете успешно осваивают образовательные программы выпускники педагогических классов, поступившие без экзаменов по рекомендациям педколлективов учреждений общего среднего образования. Положительный эффект приносят льготы для абитуриентов, награжденных золотой (серебряной) медалью или имеющих диплом с отличием. Сочетание различных подходов может позволить сохранить объективность и прозрачность оценки абитуриентов и гибко реагировать на все нюансы.
Наталья Карчевская, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств:
![](/upload/iblock/1a6/1a6ec9414ce297b853155815b62c23a4.jpg)
Форма централизованного тестирования хорошо себя зарекомендовала в плане объективности и отсутствия коррупционных рисков. И, говоря о вышеперечисленных специальностях, нам достаточно видеть результат, который абитуриент продемонстрировал на ЦТ (или, как предлагается, на централизованном экзамене).Если рассматривать устную форму вступительного экзамена, то она тоже имеет недостатки. Абитуриент может растеряться. Волнение в этом случае сыграет злую шутку — у человека не получится раскрыться и продемонстрировать истинные знания. Полагаю, хорошим подспорьем в диагностике склонностей абитуриентов стало бы предоставление характеристики с предыдущего места учебы. Особенно это будет актуально для специальностей, где молодому человеку не нужно показывать свою речь, стрессоустойчивость и умение держаться на публике. Если мы говорим о привлечении способных ребят на творческие специальности, перспективы видятся в расширении перечня конкурсов, по результатам которых выпускники смогут зачисляться на льготных основаниях, например без вступительных экзаменов. Таким образом мы не потеряем ни одного талантливого молодого человека.
Что касается обсуждений, что сдавать во время ЦЭ, считаю более предпочтительным вариантом такой: юноши и девушки должны иметь возможность выбирать профильные предметы. Но здесь я не категорична. Не вижу проблемы, если наши потенциальные студенты в школе будут проходить испытание по языку и математике, даже если математика не нужна им для поступления.
azanovich@sb.by